Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Внедрение системы менеджмента качества на государственной службе сложно, но возможно

21.06.2018

Внедрение системы менеджмента качества на государственной службе сложно, но возможно

Внедрение системы менеджмента качества на государственной службе сложно, но возможно

 

Совершенствование организации государственной службы и повышение эффективности работы государственных служащих невозможны без использования современных технологий управления. В коммерческом секторе механизмы решения подобных проблем давно отработаны. Это прежде всего внедрение систем менеджмента качества на основе требований международного стандарта ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования» (далее - ISO 9001:2015), отражающего «лучшую практику» организации деятельности в производящих системах и содержащего минимальные требования, которые предъявляются во всем мире к любым организациям, в том числе и органам исполнительной власти.

Внедрение системы менеджмента качества (далее - СМК) в органах государственной власти направлено на решение одной из проблем современного общества - повышение качества жизни граждан и их доверия к правительству и государственным учреждениям. Кроме того, актуальность внедрения СМК связана с вхождением в обиход в России и в прогрессивных правительствах многих стран термина «государственные услуги», одновременным ростом спроса населения на государственные услуги и необходимостью оптимизации финансовых расходов на государственное управление.

Планом мероприятий («дорожной картой») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 2236-р, предусмотрено внедрение в Росреестре ведомственной СМК. Работа по реализации данного мероприятия начата в 2015 году в центральном аппарате Росреестра и Управлении Росреестра по Пермскому краю. В 2016 году работа продолжена и СМК внедрена уже в 20 территориальных органах Росреестра. В прошлом году внедрение СМК организовано в оставшихся 60 территориальных органах, в число которых вошло и Управление Росреестра по Волгоградской области (далее - Управление).

Область применения СМК территориального органа Росреестра - оказание государственных услуг Росреестра, осуществление государственного геодезического и земельного надзора, государственного мониторинга земель, контроля и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций.

Исключительно важную роль в работе по внедрению СМК играет принцип «Лидерство руководства». Руководству Управления было важно определить место и роль данной системы в деятельности государственного органа, основные принципы ее организации, а также оценить результаты внедрения. С этой целью приказом Управления утвержден список лиц, ответственных за разработку СМК, и из числа заместителей руководителя Управления назначен представитель руководства по качеству. Для успешной и рациональной организации внедрения СМК представителем руководства по качеству составлена Программа разработки и внедрения СМК в Управлении, в соответствии с которой выполнены все основные этапы внедрения СМК.

В рамках СМК в Управлении были определены основные процессы, процесс управления, вспомогательный процесс и владельцы (руководители) этих процессов, утверждены обязательные документы СМК.

Основным документом, описывающим СМК Управления, является Руководство по качеству, которое обязывает сотрудников Управления при осуществлении функций государственного органа действовать в соответствии с требованиями ISO 9001:2015.

Кроме того, документация СМК Управления включает: Политику в области качества, Кадровую политику Управления, Цели в области качества и управления персоналом Управления, документированные процедуры, требуемые стандартом, карты основных процессов «Осуществление государственного геодезического и земельного надзора, государственного мониторинга земель», «Осуществление контроля и надзора в сфере деятельности саморегулируемых организаций», «Оказание государственных услуг»; карту процесса управления «Управление персоналом» и карту вспомогательного процесса «Документационное обеспечение управления».

Во всех структурных подразделениях назначены сотрудники, ответственные за качество в отделе, в должностные регламенты которых внесены соответствующие обязанности, предусмотренные Руководством по качеству.

На информационных стендах в территориальных отделах и в занимаемых структурными подразделениями аппарата Управления помещениях размещены Миссия и Базовые ценности Росреестра, Политика в области качества и Кадровая политика Управления. Указанные документы также размещены в блоке региональной информации Управления официального сайта Росреестра.

Создана группа внутренних аудиторов и назначен главный аудитор. Разработана Программа внутреннего аудита Управления СМК на 2017 год, основной целью которой являлась проверка и оценка внедрения и реализации документов СМК. В 2017 году проведено 38 аудитов во всех структурных подразделениях Управления, в том числе во всех территориальных отделах. В целом деятельность проверенных подразделений соответствует требованиям. Вместе с тем, в ходе аудитов в ряде отделов выявлен недостаточный уровень знаний основных документов СМК сотрудниками, рекомендовано их дополнительное изучение.

Немаловажным этапом внедрения системы стало проведение анализа СМК со стороны руководства с целью подтверждения соответствия действующей СМК требованиям стандарта, определения степени реализации принятой Политики в области качества и достижения поставленных Целей в области качества, необходимости внесения изменений в СМК и выработки предложений по улучшению качества функций и процессов.

Результаты проведенного анализа в марте текущего года рассмотрены на заседании рабочей группы по внедрению и развитию СМК под председательством руководителя Управления. Перед коллективом Управления поставлены новые задачи в области качества, которые легли в основу Плана развития СМК Управления на 2018 год.

Внедрение СМК согласно международному стандарту ISO 9001:2015 в органы исполнительной власти - это инвестиции в качество персонала, оптимизация процессов использования ресурсов, услуг, работ, повышение «прозрачности» системы формирования и принятия решений, улучшение имиджа территориального образования.

Подводя итог, можно сказать, что внедрить СМК в орган государственной власти пусть и достаточно сложно, но возможно. Ключевым компонентом в достижении цели является эффективное лидерство руководства, поскольку руководитель обеспечивает единство цели и направления деятельности организации.

 

 

 

Главный специалист-эксперт отдела

организации и контроля Управления

Росреестра по Волгоградской области                                           З.М. Лотарева


Возврат к списку