С 1 сентября 2024 года прекращается действие квалифицированных сертификатов сотрудников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, полученных в коммерческих удостоверяющих центрах. Таким образом, реформа законодательства об электронной подписи завершена.
Теперь при электронном взаимодействии с использованием квалифицированной электронной подписи представитель юридического лица или индивидуального предпринимателя должен применять квалифицированный сертификат для физического лица и одновременно представлять машиночитаемую доверенность (https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/el_doc/use_electronic_sign/#t4), выданную в электронной форме от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя соответственно. Создать машиночитаемую доверенность (МЧД) в сервисе ФНС России (https://m4d.nalog.gov.ru/emchd/create) можно бесплатно.
Усиленная квалифицированная электронная подпись представителя – физического лица выдается любым аккредитованным удостоверяющим центром, перечень которых размещен на сайте Минцифры России (https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/certification_authority/). Доверенность должна быть направлена в налоговый орган и принята налоговым органом до начала сдачи налоговой отчетности.
Также с 1 сентября 2024 года вход в «Личный кабинет юридического лица» (https://lkul.nalog.ru/) для представителя юридического лица будет осуществляться с помощью квалифицированного сертификата для физического лица при наличии зарегистрированной в налоговом органе доверенности с полными полномочиями. Количество таких пользователей не ограничено.
Доступ сотрудников в «Личном кабинете» настраивает руководитель организации. Для этого необходимо в разделе «Администрирование»/«Перечень подключенных пользователей личного кабинета» добавить сведения о пользователе и полномочия для сотрудника.
Также для удобства участников электронного взаимодействия создана наглядная памятка ФНС России «10 шагов по выдаче МЧД».
Памятка как выдать МЧД